Минфин подготовил проект постановления, которое позволит признать мобилизацию обстоятельством непреодолимой силы в рамках применения закона о госзакупках и поменять из-за нее условия исполнения договора
ЕЛЕНА ГЛАДЫШЕВА, АДВОКАТ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР АДВОКАТСКОГО БЮРО «РИ-КОНСАЛТИНГ» об оценке перспективы. Какие риски/преимущества для бизнеса она несёт? Стоит ли распространить ее не только на сферу госзакупок, но и на все договорные отношения? Могут ли мобилизацию признать форс-мажором в соответствии с текущим регулированием?
Елена Гладышева, адвокат, управляющий партнер Адвокатского Бюро «РИ-консалтинг»
«Инициатива Минфина отражает оперативную реакцию государственных органов на внешние изменения и способность к быстрой адаптации действующего законодательства к условиям рынка. Безусловно, право сторон государственного контракта на изменение существенных условий контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, поможет своевременно обеспечить как выполнение контрактов, так и не допустить или снизить размер штрафных санкций, подлежащих начислению в случае просрочки выполнения обязательств по государственным контрактам.
Ключевой нюанс кроется в том, что такие изменения допускаются только по соглашению сторон, а потому всегда существует риск, что одна из сторон не согласится на изменения, поскольку как у исполнителя по государственному контракту есть обязанность по выполнению определенных работ, так и у заказчика есть необходимость использования результатов этих работ в установленные государственным контрактом сроки. Поэтому вопрос правоприменения остается неурегулированным и традиционно в последующем будет восполнен судебной практикой.
При этом, да, безусловно, инициативу Минфина стоило бы распространить на все договорные отношения: так как изменение существенных условий – право сторон, а не обязанность, в каждом конкретном случае контрагенты смогут самостоятельно регулировать сроки и порядок исполнения обязательств, что будет скорее способствовать своевременному исполнению обязательств и минимизации финансовых рисков (начислению штрафных санкций) в тех случаях, когда объективно просрочка зависела не от действий исполнителя.
Форс-мажором мобилизацию вероятно все же не признают, поскольку она является частичной и не блокирует деятельность целых компаний – скорее всего, будет аналогичное правовое регулирование, как и в период пандемии COVID-19: вопросы просрочек исполнения обязательств по контрактам и правомерности начисления штрафных санкций будут рассматриваться судами в каждом конкретном случае отдельно с учетом всех сопутствующих обстоятельств» - резюмировала эксперт.
Подробнее в публикации ПРАВО.ru
13.02.2024
Также ему на два года запрещено заниматься администрированием интернет-ресурсов. В декабре Кагарлицкого приговорили лишь к штрафу в 600 тысяч рублей, но гособвинитель обратился к апелляции Апелляционный суд пересмотрел приговор социологу Борису Кагарлицкому. Он признан в России иноагентом и включен...
12.02.2024
Ранее прокуратура запросила в общей сложности 23 года колонии строгого режима на троих. Фигурантов обвиняют в требовании 11 млн рублей за блок на негатив Приговор по делу о вымогательстве у главы «Ростеха» огласили 12 февраля. Фигурантам статьи «вымогательство в особо крупном...
22.01.2024
В понедельник, 22 января,председатель ГД Вячеслав Володин заявил, конфискацию имущества в качестве меры наказания распространят на восемь статей или пунктов УК: от фейков и дискредитации армии до призывов к санкциям, сепаратизму или подрыву безопасности Госдума обсудит конфискацию имущества за фейки...