КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ И КИБЕРКОНФЛИКТЫ: РОССИЯ
Организации РФ, отвечающие за безопасность в сфере ИТ
Ключевыми организациями России, занимающимися вопросами безопасности в сфере информационных технологий, являются:
-ФСБ РФ
-Служба внешней разведки РФ
-Министерство обороны РФ
-Росгвардия
-МВД РФ
-ФСО РФ
Межведомственная группа для борьбы с киберпреступностью
10 сентября 2020 года стало известно о создании Генеральной прокуратурой РФ межведомственной рабочей группы для борьбы с киберпреступлениями. В неё, помимо прокуроров, вошли представители МИДа, МВД, ФСБ, Следственного комитета и Минюста России.
Кибервойны
Россия вынуждена предпринимать меры сдерживания других стран в сфере киберпространства и таким образом оказывается вовлеченной в кибервойны. Ключевым оппонентом в данной сфере традиционно выступают США и Британия:
-Кибервойна России и США
-Кибервойна России и Великобритании
25 февраля 2022 года появилась информация о том, что Украинское Минобороны обратилось к хакерам за помощью в противостоянии с Россией. Сообщения, разосланные украинскими военными, содержат в себе предложение принять участие в кибервойне, но именно на стороне Украины:
-Кибервойна России и Украины
Расследование дистанционных преступлений предложили перенести на территорию пострадавших
В начале декабря группа депутатов под руководством Василия Пискарева, председателя комитета Госудумы по безопасности и противодействию коррупции, и сенаторы Виктор Бондарев и Александр Ярошук на рассмотрении в Госдуме предложили законопроект №792475-8[1] «О внесении изменений в статью 152 УПК РФ». Он предлагает изменить правила определения территориальной подследственности при расследовании дистанционных преступлений, хотя слова о дистанционном характере деяний есть только в пояснительной записке – в самом тексте ст. 152 УПК изменения формально будут относиться ко всем видам уголовных преступлений.
В текущей редакции статьи указано, что предварительное следствие по делу может быть проведено по месту проживания обвиняемого или большинства свидетелей. Однако в случае дистанционного мошенничества быстро определить нахождение обвиняемого оказывается достаточно сложно. Причем все чаще подозреваемые и вовсе находятся за границей России.
Разработчики законопроекта предлагают расширить возможности следственных органов для дистанционных преступлений — в случае принятия законопроекта предварительное следствие можно будет проводить по месту проживания «обвиняемого, большинства свидетелей или потерпевших». Таким образом, сокращается возможность для юридических проволочек по расследованию подобных дел из-за сложности назначения территориального органа, который должен проводить расследование.
Представьте ситуацию: человек обнаруживает, что с его банковской карты исчезли деньги. Он обращается в полицию, но дальше начинается путаница, – пояснил для TAdviser ситуацию Макс Лоумен, эксперт в области бизнес-права. – Деньги были списаны в одном регионе, переведены в другой, а обналичены, возможно, за границей. Кто должен расследовать это дело? Сейчас подобные преступления часто «зависают» из-за территориальной привязки дел. Следственные органы спорят о том, кто возьмёт на себя расследование, и пока идёт этот процесс, время уходит. Новый законопроект предлагает привязывать расследование таких преступлений к месту жительства пострадавшего. Это логично: человеку будет проще взаимодействовать с местным следователем, а не ездить в другой регион для подачи заявлений или участия в следственных действиях.
Поскольку роль потерпевших в уголовном деле далеко не пассивная и их участие не ограничивается лишь дачей показаний. Следователь, как правило, истребует переписку в мессенджерах с мошенниками, если таковая имелась, осматривает телефон со ссылками на сайты, например, где потерпевшие приобретали какие-то «фейковые» товары и услуги, истребует сведения о транзакциях, подтверждающих списание денежных средств со счетов потерпевших и т.д. Более того, по завершении расследования потерпевшие имеют право знакомиться со всеми материалами уголовного дела, что тоже значительно облегчает, как работу следствия, поскольку большинство потерпевших будет находиться в регионе расследования, так и обеспечит максимальный доступ граждан к органу следствия и всем материалам дела.
Пользу от переноса следствия на сторону потерпевших также отметил и Антон Чубенко, руководитель уголовно-исполнительной практики адвокатского бюро «РИ-консалтинг». Он считает, что изменения в УПК РФ могут принести следующую практическую пользу для органов предварительного следствия:
-Сокращение времени на установление подследственности позволит следователям быстрее приступать к сбору доказательств и проведению следственных действий;
-Оптимизация человеческих и материальных ресурсов следственных органов, которая возможна за счет специализации органов, занимающихся такими делами, приведёт к более высокой производительности и снижению нагрузки на следователей в других регионах;
-Повышение эффективности расследования за счет возможности оперативно направлять запросы и получать доступ к доказательствам (например, информации от банков, операторов связи, IT-компаний) уменьшит вероятность утраты цифровых следов преступлений;
-Улучшение межведомственного взаимодействия с помощью централизации расследований в определённых органах позволит лучше координировать взаимодействие между различными ведомствами (например, ФСБ, МВД, прокуратурой) и эффективнее делиться информацией;
-Повышение профессионализма следователей при расследовании таких дел в специализированных подразделениях поможет им эффективнее противодействовать кибермошенничеству и другим видам преступлений с использованием информационных технологий;
-Снижение числа отказов в возбуждении дел за счет устранения законодательного барьера приведёт к увеличению числа расследованных дел и восстановлению справедливости для пострадавших.
Однако передача полномочий расследования дел по месту проживания пострадавших может привести и к отрицательным последствиям, поскольку они могут быть рассредоточены в различных регионах, где компетенций сотрудников для проведения качественных следственных действий может и не хватить.
15.01.2025
В ОДНУ РЕКУ ДВАЖДЫ: ЧТО НУЖНО УЧЕСТЬ ПРИ ПОВТОРНОМ БРАКЕ. Брак – это добровольный и равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи. Чтобы граждане смогли жениться/выйти замуж, им необходимо достичь брачного возраста – 18 лет (зарегистрировать отношения можно и...
23.12.2024
КС СДЕЛАЛ ВЫВОД О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ГК РФ ОБ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ НА ТРЕБОВАНИЯ ПРОКУРОРОВ ОБ ОБРАЩЕНИИ КОРРУПЦИОННОГО ИМУЩЕСТВА В ДОХОД ГОСУДАРСТВА 31 октября 2024 года Конституционным Судом Российской Федерациипринято Постановление № 49-П, которым разрешён вопрос применения сроков...
23.12.2024
КС РФ: ДОПУСТИМО ВЗЫСКАНИЕ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА В ПОЛЬЗУ ГРАЖДАНИНА НАРЯДУ С СУДЕБНОЙ ЗАЩИТОЙ ЕГО ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ, КАК СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Суть дела Лицо, обратившееся в Конституционный суд РФ является учредителем и издателем периодического печатного издания (газеты)...